Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Касаткин Н.А.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

Идейные трансформации — от Артели художников к Товариществу передвижников

К концу 60-х годов XIX столетия деятельность Артели художников, организованной Иваном Крамским, набрала обороты. Несмотря на то что ни одной самостоятельной выставки организовать так и не удалось, как не удалось и наладить работу филиала в Москве, артельщики получали заказы и смогли поправить свое материальное положение. В 1869 и 1870 годах силами Артели было издано два выпуска альбома с литографиями «Художественный автограф». В планах значилось издание собственного журнала.

Большинство участников Артели устраивало такое положение вещей. Большинство, но не лидера. Будучи по натуре максималистом, Крамской чрезвычайно ответственно относился к своей роли идейного вдохновителя и охранителя интересов Артели. На седьмом году существования сообщества Крамской пришел к выводу, что зенит Артели позади и дело движется по инерции. По мнению Крамского, для единения артельщиков нужна была не только профессиональная заинтересованность, но и общая идея. А поскольку на тот момент не все артельщики были сторонниками идей и убеждений организации, настало время менять форму союза.

Товарищество: новая форма союза и новый устав

По признанию самого Крамского, идея изменения принципов объединения пришлась по вкусу не всем его соратникам. К тому же, существовал риск, что при переходе к новой, идеализированной форме организации творческий союз превратится в банальную секту. Этот «разброд» во мнениях совпал по времени и с другими идейными конфликтами в Артели. Так, Крамской, хоть и мирился вынужденно с необходимостью выставляться в Академии художеств, не принимал никаких личностных отношений со сторонниками академизма и даже собирался отказаться от собственного звания академика (это намерение осудили все участники Артели).

Таким был идеологический фон, на котором произошло событие, важное для жизни Артели в частности и судьбы российской живописи в общем. 23 ноября 1869 года московские художники составили письмо, адресованное петербургским коллегам из Артели. Послание содержало проект творческой организации, специализирующейся на проведении передвижных выставок. Письмо, подписанное Григорием Мясоедовым, Львом Каменевым, Илларионом Прянишниковым, Василием Перовым, Алексеем Саврасовым и Владимиром Шервудом, содержало приглашение обсудить проект при личной встрече и собрать подписи всех, кто готов участвовать в подобном товариществе. После сбора подписей, по мнению составителя письма (оно было написано рукой Мясоедова), можно было позаботиться об официальном утверждении устава.

Основоположник идеи Товарищества передвижников — Григорий Мясоедов

Идеологом нового Товарищества был Григорий Мясоедов, выходец из дворянской семьи, утратившей свое состояние. Не понаслышке знающий о том, что такое бедность и лишения, Мясоедов был чрезвычайно заинтересован в том, чтобы дать художникам возможность достойно зарабатывать и жить. Помимо стремления к заработку, Мясоедов обладал еще одним достоинством — умением четко и грамотно налаживать финансовый учет (впоследствии это положительно скажется на экономическом развитии Товарищества передвижников).

Идею проведения передвижных выставок Григорий Мясоедов позаимствовал у своих заморских коллег (после учебы в Академии и получения большой золотой медали он получил право на шестилетнюю заграничную поездку, которую дважды пытался прервать из-за неприятия чужбины). Из-за границы «привез» Мясоедов и понимание того, что у государства финансовую помощь в организации передвижных выставок просить не следует, а надо создать собственную независимую организацию. Задумку Мясоедова горячо поддержал его друг, Николай Ге (познакомились во Флоренции), тоже выпускник Академии и обладатель большой золотой медали. С воодушевлением восприняли предложение Мясоедова и артельщики. Заручившись поддержкой петербургских коллег, художник начал пропаганду будущего Товарищества в Москве. Результатом этих усилий стало письмо с вложенным в него продуманным до мелочей уставом.

Получив письмо, Крамской был в восторге. Это был, по его мнению, спасительный для Артели вариант. Помимо Крамского инициативу москвичей поддержали еще 16 петербуржцев. Среди художников, подписавших письмо, были Ге, Якоби, Лемох, Дмитриев-Оренбургский и другие. Правда, позже выяснилось, что многие из них поставили свою подпись, повинуясь минутному порыву: Крамской оказался одним из немногих питерских художников, кто принял деятельное участие в становлении Товарищества.

 
 
Девочка с куклой
Н. A. Ярошенко Девочка с куклой
Портрет неизвестной
Н. A. Ярошенко Портрет неизвестной
Портрет архитектора А.В. Щусева
М. В. Нестеров Портрет архитектора А.В. Щусева, 1941
Портрет скульптора В.И. Мухиной
М. В. Нестеров Портрет скульптора В.И. Мухиной, 1940
Николай Касаткин — Шахтерка, 1894
Н. А. Касаткин Шахтерка, 1894
© 2024 «Товарищество передвижных художественных выставок»