![]() |
на правах рекламы• Предлагаем вентиляторы для вытяжки в ванной комнате по приятным ценам. |
«Бунт четырнадцати»: хронология событийСобытия, предшествующие «Бунту четырнадцати», привели к неожиданным для Совета последствиям. Академисты, получившие официальную повестку на конкурс, который должен был начаться 9 ноября 1863 года, почувствовали себя оскорбленными. Они решили бороться и защищать свои права во что бы то ни стало. Конкурс за большую золотую медаль мог предопределить их будущее, но молодые художники жаждали справедливости и готовы были на жертвы. В результате обсуждения, которое продлилось почти целую ночь, они решили отказаться от участия в конкурсе. На случай, если Совет не пойдет навстречу конкурсантам, каждый подготовил индивидуальное прошение приблизительно одного и того же содержания. Крамской пересказал суть прошений в «Статьях, письмах»: «по домашним, или там иным причинам, я, такой-то, не могу продолжать курс в Академии и прошу Совет выдать мне диплом, соответствующий тем медалям, которыми я награжден (подпись)». Прошения составили тринадцать участников конкурса, все, кроме Петра Заболотского, сына художника-портретиста. Он отказался от этой затеи. Однако к художникам присоединился скульптор Василий Крейтан — итого четырнадцать человек. В 10 часов утра 9 ноября 1863 года в конференц-зале Академии художеств князь Гагарин, вице-президент учебного заведения, торжественно объявил соискателям тему конкурса — «Пир в Вагалле». Конкурсанты были неприятно удивлены, хотя на самом деле это была компромиссная тема, предложенная Гагариным, и Совет рассчитывал на то, что она будет принята без возражений. Мнение профессоров Академии, утвердивших предложенную тему, было диаметрально противоположным мнению конкурсантов, посчитавших сюжет «архинесовременным». После публикации драматической трилогии «Герой севера» в Европе сформировался сильный интерес к германо-скандинавскому стилю и мифологии, который достиг пика в 1860-х годах. Эта тема, приуроченная к 100-летию Академии, идеально вписывалась в культурные тенденции Европы. Совет не учел, что современная молодежь мыслила новыми образами. «Пир в Вагалле» показался академистам галиматьей, и они отказались работать по этой теме. Более того, профессорам пришлось выслушать отделившегося от группы друзей Крамского: «Мы два раза подавали прошение, но Совет не нашел возможным исполнить нашу просьбу; то мы, не считая себя вправе больше настаивать и не смея думать об изменении академических постановлений, просим покорнейше освободить нас от участия в конкурсе и выдать нам дипломы на звание художников». Четырнадцать прошений легло на стол Совета, лишь только Петр Заболотский выразил желание участвовать в конкурсе. Однако разгневанный профессор язвительно заметил в ответ, что конкурс не может состояться, так как конкурировать не с кем. Воспитанники Академии собирались порвать с альма-матер, но не собирались оставлять живопись: их малые золотые медали давали возможность получить звание классного художника. Они теряли академические привилегии, а Академия теряла лучших воспитанников. Этот день стал переломным в жизни художников. Они не просто сорвали юбилейный конкурс Академии, они открыли новую веху в развитии отечественного искусства. Как напишет Крамской: «И так как мы крепко держались за руки до сих пор, то, чтобы нам не пропасть, решились держаться и дальше…». Следующим шагом «четырнадцати» стало основание Санкт-Петербургской артели художников — первой самостоятельной творческой организации в России.
|
![]() Н. A. Ярошенко Старый еврей | ![]() Н. A. Ярошенко Закат солнца | ![]() В. И. Суриков Взятие снежного городка, 1891 | ![]() А. П. Рябушкин Михайловская улица в Новгороде, 1899 | ![]() И. Е. Репин Портрет писателя А.Ф. Писемского, 1880 |
© 2023 «Товарищество передвижных художественных выставок» |